Учебный портал Бесплатное обучение

Почему датские школьники самые счастливые в мире?

Почему датские школьники самые счастливые в мире?

Данию часто называют самой счастливой страной мира. В книге «Счастливы как датчане» Малин Рюдаль рассказывает о принципах, на которых строится датское благополучие. В том числе и о школьной системе, которая помогает ребенку найти место в жизни. Мы собрали эти принципы в статье.

1. Быть лучшим – не главное

Датская система не нацелена на воспитание элиты — ни в материальном, ни в интеллектуальном смысле. Основное внимание уделяют не тренировке навыка прохождения тестов, а развитию любознательности и способности к саморазвитию. В школах стараются сформировать уверенность, что учеников ценят за собственные качества и умения. Это значит, что каждый, независимо от оценок, может рассчитывать на место в обществе и будет приносить пользу, занимаясь любимым делом.

Программа в школах рассчитана так, что большинство учеников могут без труда её освоить. Система ориентирована не на лучших, а на всех: элиты немногочисленны, датчане склонны заботиться об оставшихся 95-99%.

Особенность датского менталитета, благодаря которому такая система работает, в том, что у датчанина нет стремления главенствовать или быть самым лучшим. С 1993 по 2006 год в датских учебных заведениях существовал групповой экзамен, введённый для воспитания командного духа. Каждый студент получал свой балл за ответ, но суммарная оценка зависела от результатов всей группы. В 2006 году правительство отменило экзамен, потому что он не выявляет личные достоинства учеников, но в обществе это решение вызвало серьёзное недовольство. В результате в 2012 году групповой экзамен вернули. Теперь школы могут самостоятельно решать, проводить его или нет.

2. Уметь быть собой так же важно, как уметь читать и писать

Датская образовательная система нацелена на воспитание независимой личности. И это не пустые слова: в датском законе об образовании прописано, что система начального образования должна не только давать детям базовые знания и навыки, но и развивать личности школьников. Перед детскими садами и подготовительными классами стоит сразу несколько задач: расширить словарный запас ребёнка, познакомить со школьными правилами, научить толерантности и подготовить к полноценной жизни в обществе.

3. Зубрёжка не поощряется

В школах учеников поощряют добывать информацию самим — ставить эксперименты, анализировать источники. Школьников учат сомневаться в утверждениях и вырабатывать личное мнение, тем самым воспитывая в них самоуважение и осознание себя как личности. Полезными для общества и востребованными качествами считаются креативность, критическое мышление и инициативность, а не способность запомнить наизусть параграф из учебника.

4. Важен не результат, а благополучие ученика

Если бы модели образования разных стран сравнивали исключительно по результатам выпускных тестов, то датская система вряд ли бы оказалась в списке лучших. Между тем Дания входит в первую десятку в рейтинге стран по уровню образования и занимает 3 место в рейтинге национальных систем высшего образования 2016 года.

Датская система образования построена так, что старшеклассники не испытывают суеверного ужаса перед грядущим поступлением в университет, усиленного тем, что они никак не могут выбрать, куда именно пойти. Специально для молодых датчан, которые не уверены, чем они хотят заниматься, или испытывают трудности в социализации, в датской образовательной системе предусмотрены постшколы (Efterskole). Каждый год в них записывается больше 15% учеников. Здесь подростки от 14 до 18 лет могут провести год, прежде чем решить, куда поступать дальше. В постшколе внимание уделяют тем областям, которых в школе не было, чтобы у учеников было больше возможностей развить свои таланты, — творчеству, спорту, ручному труду. Принципы Efterskole — солидарность и свобода. Среди студентов существует взаимопомощь: более успешные ученики поддерживают тех, кому трудно учиться или адаптироваться в обществе.

В Дании также существует совершенно уникальная система народных школ, созданная в XIX веке лютеранским епископом Николаем Грундтвигом. Это, так называемая, школа жизни, в которую можно поступить в любом возрасте, чтобы развить творческое начало и научиться жить в обществе. В школе преподают в основном гуманитарные науки, ученики много путешествуют и обсуждают современную мировую ситуацию. Каждый может задавать любые вопросы и обсуждать свои проблемы с товарищами. Общение и обучение в школе построено так, что воспитывает принципы равенства, взаимного уважения к другому человеку, умение делиться и потребность участвовать в общем деле. Идея Грундтвига заключалась также в том, чтобы сделать образование общедоступным — в этой школе можно просто учиться для удовольствия, без соревновательности и диплома. Сейчас таких школ около 70 по всей Дании.

5. Равенство шансов

Только 11% датчан при выборе работы считают важным фактором большую зарплату. В Дании, где граждане платят чуть ли не самые большие налоги в мире, стремиться к обогащению не принято. Профессия, выбранная из прагматических соображений, может не соответствовать настоящим интересам и оказаться «не по душе» — об этом детям говорят ещё в школе.

Выбрать профессию, которая будет приносить удовлетворение, помогает развитая система профориентации. Специальная социальная служба помогает старшеклассникам выбрать высшее или среднее учебное заведение, которое соответствует их представлениям о будущем. Половина молодых датчан, согласно опросам, уверены, что совершенно свободны в выборе своего будущего и способны всё контролировать

Малин Рюдаль называет Данию страной «подлинной социальной мобильности». Стать успешными могут все, независимо от отправной точки. Во многом это возможно благодаря тому, что образование в Дании бесплатное и субсидируется государством. Студентам выплачивают стипендию, которой хватает на оплату обучения и на жизнь, независимо от материального положения.

Разумеется, не всё идеально

У датской системы есть недостатки, которые признаёт и сама Малин Рюдаль. Когда все вокруг равны, а система ориентирована на большинство, есть риск потерять тот небольшой процент талантливых учеников, которые способны на большее. Датская система нацелена на поддержание удовлетворительного общего уровня, при этом самым способным может не хватать поддержки для развития потенциала.

Фото: hqroom.ru

Оставить заявку

Нажимая на эту кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Учебный портал Бесплатное обучение