Почему путешествия приносят больше счастья, чем шоппинг?
Почему путешествия приносят больше счастья, чем покупки?
Томас Гилович, профессор психологии из Корнуэльского университета, в течение 20 лет занимался исследованиями психологии счастья. Наконец, он пришел к определенным выводам. Делимся ими в статье.
Существует такое понятие, как парадокс Истерлина. Так звали ученого, который выяснил и доказал, что счастье — величина, зависящая от денег, что бы ни утверждали романтики. По его мнению, покупки действительно приносят счастье. В результате опроса более 800 тысяч человек из 156 стран определилась закономерность: чем больше человек может себе купить, тем больше он счастлив. Однако речь идет не о постепенном улучшении финансовой ситуации или о повышении ВВП. Счастья становится больше, когда человек может позволить себе то, что раньше было для него слишком дорого. А парадокс заключается в том, что рост богатства не связан напрямую с уровнем счастья, хотя в целом богатые люди чувствуют себя более счастливыми, чем бедные.
Профессор Гилович разрешил парадокс Истерлина. Деньги, покупки, новые вещи приносят счастье – но временно. Больше счастья приносят путешествия, приобретение новых знаний и навыков, занятия спортом, новый опыт.
Новая вещь постоянно находится рядом, она в поле зрения, она вещественна. И она приедается и надоедает. С новым опытом все происходит наоборот – он встраивается в нашу личность, обогащает ее, делает воспоминания разнообразнее. Примечательно, что даже негативный опыт переосмысливается и приобретает положительную ценность.
В общем, секрет счастья стоит искать в том утверждении, что со временем ценность вещей снижается, а ценность впечатлений возрастает. Поэтому профессор Гилович рекомендует вкладывать не в новые телевизоры, сумочки и автомобили, а в путешествия, концерты, спортивные мероприятия, мастер-классы. Этот опыт останется с вами навсегда и со временем его ценность в ваших глазах только увеличится.
С точки зрения общественной пользы, исследования профессора являются более чем полезными, если правильно использовать полученные данные. Так, работодателям и политикам стоит взять их на вооружение и отойти от ориентиров материального потребления, переместившись на получение нового опыта. Такой подход поможет сформировать более счастливое общество, как в рамках рабочего коллектива, так и целой страны.